Тези доподі на конференцію експертів

тема

"Восток-Запад: угроза разделенного мира"

група

 

Синичкина Лана, гол. експерт 2 групи

експ. лінія

 

військова стратегія

 

На сломе времен, когда в области мировой политики происходит перераспределение сил, военный фактор играет определяющую роль в жизни каждого субъекта международных отношений, т. к. именно этот аспект выступает практическим реализатором и защитником его целей и интересов. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона на протяжении многих десятилетий выступали ареной столкновения военно-политических интересов стран Запада.

Во взаимоотношениях Востока и Запада в военно-стратегическом плане я выделяю три основных проблемных ситуации, анализ которых необходим для определения современного положения на международной арене.

  1. Возможность создания тотального пространства опасности террористическими организациями Востока, распространяющимися по всему миру.
  2. Нарастающее ядерное вооружение стран Востока.
  3. Стимулирование напряженности в воинствующих регионах путем поставки вооружений странам третьего мира и, как результат, гонка вооружений.

1. Что касается первой выделенной проблемы, то необходимо заметить, что в связи с последними событиями в мире произошла заметная активизация терроризма под влиянием различных экстремистских организаций Востока.
Все эти террористические организации выступают против наднационального капитализма западного типа, против государств, выражающих идеологию модернизации, в защиту национальных объединений. Возможно, корень их зла в том упадке, в котором мусульманский мир находится на протяжении двух-трех столетий.
В этой области исследования наиболее интенсивной сферой взаимодействия международных интересов являются отношения между Движением "Талибан", США и международным сообществом в лице ООН в сфере борьбы идеологий, т. к. именно борьба мусульманской идеологии консерватизма с капиталистической идеологией модернизации легла в основу возникновения тотального пространства опасности, создаваемого террористическими организациями, стимулировала напряженность в Афганистане и создала угрозу столкновения интересов РФ и Движения "Талибан" на территории стран ДКБ..
В данном случае процесс борьбы против международного терроризма начался с середины 90-ых г.г. ХХ ст., когда усилилось проявление террористических актов. Новый этап в развитии данного процесса наступил в 1998 г., когда произошел взрыв посольства США в Танзании, в связи с чем США усилили борьбу с международным терроризмом. Однако пик этого процесса начался с 11 сентября 2001 г. В связи с последними событиями были увеличены полномочия ЦРУ, ФБР и других разведывательных органов, например, по прослушиванию телефонных разговоров без согласования с прокурором.
Индия предложила принять Всеобъемлющую конвенцию по международному терроризму, отойти от узких оценок и противостоять этому вызову человечеству в новом тысячелетии. Российская Федерация поддержала намерения Индии и обязалась предпринимать совместные усилия по устранению угрозы.
2. Нарастающее ядерное вооружение стран Востока.
Начало ядерного вооружения непосредственно связано с началом появления потребности в нем, а значит с появлением конфронтации (Индии с Пакистаном, Ирана с Ираком, КНДР с РК) и, как следствие, с появлением опасности для этих государств. Но дело не только в конфронтации, ведь каждый появляющийся конфликт, так или иначе, становится плацдармом для сталкивающихся интересов мировых лидеров, поэтому поставка ядерного оружия в основном производится третьими лидирующими странами.
Испытав в 1974 и 1999г.г. ядерные устройства, Индия показала всему миру и, прежде всего, Пакистану, наличие у нее потенциала для создания "ядерного щита". Однако следует подчеркнуть, что Дели отказывается подписывать ДВЗЯИ (Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), считая его дискриминационным. В этих условиях страна продолжает реализовывать программу создания ракетных вооружений. Таким образом, на международной арене появляется еще одна мощная ядерная держава.
В начале 1992 года Иран должен был получить от Китая и Аргентины оборудование, которое могло бы позволить ему начать собственное производство ядерного оружия. Однако США начали кампанию по предотвращению производства ядерного оружия Ираном. Противоречия Ирана и США по продаже ядерного оружия еще не нашли своего решения, значит опасность появления ядерной державы все еще существует.
Одним из наиболее важных факторов в исследовании данной проблемой является ситуация на Дальнем Востоке. Главными интересами Китая в данной сфере выступают: сохранение своего ядерного статуса и расширение ядерного боевого потенциала. Японии-получение возможности иметь в своем арсенале ядерное боевое оружие или лишить ядерного статуса своих оппонентов. КНДР и Республики Кореи-гонка ядерных вооружений или взаимная нейтрализация.
В данном аспекте огромный интерес для нас представляет личность Усамы бин Ладена, который заявил о том, что обладает ядерным оружием, что крайне важно в условиях т. н. борьбы с международным терроризмом. Таким образом, несмотря на то, что до настоящего времени человек фактически не мог выступать субъектом в международных отношениях, мы не можем не признать тот факт, что именно Усама бин Ладен играет огромную роль, как в первом, так и во втором исследуемых процессах.
Исследуемый процесс взаимодействия международных интересов получил свое начало в начале 90-ых г.г. с распадом СССР и началом "перестройки". В это время террористические организации начинают осознавать потребность в обладании ядерным оружием для усиления своего влияния в новых условиях. С конца 90-ых г.г. происходит активизация террористических выступлений и, как следствие, гонка экстремистских организаций за покупкой ядерного оружия. Однако США, Франция, Китай и Индия были совершенно закрыты для вывоза ядерного оружия за их пределы. Поэтому имели место попытки подкупа военных чиновников России, которые также не увенчались успехом. Но 2001 г. дает новые возможности в развитии данного процесса. Существуют факты, показывающие реальную возможность Усамы бин Ладена завладеть ядерным оружием, о чем он с уверенностью заявил. Например, существуют версии, что ядерное оружие могло поступить из Пакистана, Китая, Индии и России. Или Усама бин Ладен мог воспользоваться небольшими бомбами с ядерными компонентами, оставленными в складах со времен войны в Афганистане военными силами СССР. Несмотря на то, что все эти версии пока бездоказательны, уже само заявление Усамы бин Ладена о наличии у него ядерного оружия имеет огромное значение в условиях перераспределения сил на международной арене в связи с последними событиями.
3. Стимулирование напряженности в воинствующих регионах путем поставки вооружений странам третьего мира и, как результат, гонка вооружений.
Поставки вооружений воинствующим регионам свое начало получили после Второй мировой войны и связаны с установлением здесь сферы влияния мировых лидеров, и продолжаются до сегодняшнего дня.
Долгие годы главным поставщиков оружия Пакистану были США, а Индии-СССР. Даже после распада СССР Россия осталась главным стратегическим партнером Индии, заключив с ней т. н. "Контракты века". Интерес же США к своему главному союзнику в Южной Азии после окончания "холодной" войны заметно снизился, зато на их место пришел Китай, который продолжает помогать в реализации программы Пакистана создания собственного оружия массового поражения и продает Исламабаду ракеты. Таким образом, третьи государства подстегивают конфронтацию в этом регионе.
Также важным фактором появления данной проблемы является ситуация в Иране, где Россия восстанавливает поставку оружия, танков и другой военной техники, США противостоят этому, угрожая России санкциями.
На данном этапе Корея находится в состоянии междоусобиц и не может выступать единым фронтом на защиту своих интересов. Ни одна из сторон не имеет военного преимущества над своим соперником, поэтому склоняет в свои союзники третьи государства-КНР, США, Россию.
Важным фактором развития данной проблемы на Дальнем Востоке также является возможная поставка США Тайваню нового оружия и военной техники, что грозит Америке локальной войне в Восточно-Китайском море с непредсказуемыми последствиями для всего мира. Пекинские военные уже начали осуществлять план по дополнительному размещению на берегу Тайваньского пролива ракет, направленных на остров.
В этой сфере исследования наиболее интенсивное взаимодействие международных интересов наблюдается вокруг возможной поставки военной техники Ирану Россией, поскольку именно Иран является одним из ближайших соседей Афганистана и его вооружение сильно беспокоит США, выступающие основным противником талибов в военных действиях на этой территории.
Таким образом, происходит сталкивание интересов США, РФ и Ирана.
Развитие данного процесса имело следующую интенсивность. С конца 40-ых-начала 50-ых г.г. в мире выделилось две сверхдержавы, между которыми на протяжении многих десятилетий происходила борьба за сферы влияния. Важную роль в этой т. н. "холодной" войне выполнял военно-промышленный комплекс. Мир, по сути, был разделен на две части: в одну осуществлялась поставка оружия США, в другую-СССР. Именно в это время зародился процесс поставки вооружения Ирану Россией. Однако после окончания "холодной" войны развитие данного процесса приостановилось. Но после событий 11 сентября этот процесс пошел по возрастающей, когда мир перестает быть однополярным и Россия начинает приобретать прежнюю силу, таким образом, провоцируя начало нового раздела сфер влияния. Поэтому Россия снова выступает за возобновление поставок различного оружия в Иран. А Иран отдает предпочтение поставкам именно из России. Такая позиция категорически не устраивает США, которые теряют и так ослабевшее влияние в этом регионе.
Суммируя все выше сказанное, необходимо заметить, что выделенные мною ПС находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом и их анализ необходим для правильного определения современной ситуации на международной арене.

Hosted by uCoz