Тези доподі на конференцію експертів

тема

Схід - Захід. Конфлікт цивілізацій

група

 

Литвиненко Ірина, гол. експерт 2 групи

експ. лінія

 

соціологія

 


Культурные связи наряду с экономическими и политическими - постоянный и существенный компонент общения между народами. Поэтому культура - арена наиболее устойчивого взаимодействия народов, их взаимного обогащения и понимания, процессы культурной консолидации нации нередко оказываются двойственными и приводят, в свою очередь, к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства или между ними. В Индии прямое осуждение вызывают тенденции этнической и языковой консолидации, вызывающие напряженные столкновения между представителями разных этноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, ведущих к дезориентации государственного единства. В средние века европейская цивилизация многое заимствовала из мусульманского региона, а позднее Индия и Китай
внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индийским и буддийским регионами. Конфликтность этих отношений сменялась мирным сосуществованием и плодотворным взаимодействием.


1. Мир и запад

Вплоть до XIX в. в духовных отношениях Запада с другими народами преобладали религиозные критерии- Нехристианские народы рассматривались как уступающие Европе в духовной иерархии. Европейкая культура считалась носительницей прогресса в отличие от всех других культур независимо от степени их развития. Такая политика привела к созданию вестернизованной элиты, которая оказалась в духовном плену у Запада "Нецивилизованные государства" должны были постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам, в чем и состояла "цивилизаторская миссия" Запада. Оно способствует закреплению подчиненного положения этих стран на мировом рынке, приводит нередко к разрушению прежних форм культуры, моральных норм и ценностей без полноценной замены их новыми, к подрыву духовного потенциала общества.

2. Воздействие колониализма на культуру покоренных стран

Демагогия прикрывала насилие, алчность, расовое высокомерие по отношению к подчиненному населению.Рассматривая Восток, мы можем условно выделить основные его регионы, выделяя в них страны - доминанты,и останавливаясь на основных проблемах и особенностях развития регионов ,с точки зрения социологического аспекта , функционирования этих стран со странами Запада в условиях многополюсного мира.

3. Ближний Восток. Израиль-Палестина

Террор-Когда Ирак в августе 1990 года захватил Кувейт, баланс мира на Ближнем Востоке на фоне распада Советского Союза был окончательно нарушен. США испытывали опасения, что и их влияние в этом регионе пошатнется, если Израиль будет прямо вовлечен в ирако-кувейтский конфликт. Однако Израиль поддерживал позицию США. Даже под угрозой ракетных ударов со стороны Ирака Израиль не нанес ударов по силам Саддама Хусейна. В то же время палестинцы поддерживали Ирак.
В конце 1991 года начался новый раунд мирных переговоров с Израилем. Тем не менее эти переговоры с участием США и России зашли в тупик (Однако 13 сентября 1993 года Израиль и ООП (Организация Обороны Палестины) подписали "Декларацию принципов временного самоуправления" на оккупированных территориях , что фактически означало стремление Израиля к миру с палестинцами.)

После Шестидневной войны на территории ЙЕША проживало около миллиона арабов. Немедленное включение их в Израиль привело бы к принципиально новой демографической ситуации: 63% евреев - на 36% арабов; иными словами, каждый третий житель, проживающий в Израиле (включая ЙЕША), был арабом а это привело к демографическому кризису в стране.

Интифада. Основной причиной интифады считается резкое увеличение числа безработных среди палестинцев, проживающих на территориях, аннексированных в результате арабо-израильских войн( 15 ноября 1988 года Национальный совет Организации освобождения Палестины (ООП) проголосовал за установление "палестинского государства со столицей в Иерусалиме", несмотря на то, что контролирует эти территории Израиль.) Извращённое отношение к труду является характернейшей чертой Израиля. Израильские законы о труде, делящие всё израильское общество на особые, социальные (а за этим нередко стоит этнический, кастовый признак) группы (касты). Одно из наиболее отвратительных явлений - так называемый "квиют", т.е. постоянство на работе, которое дают определённой категории работников - нарушение норм международного права. (Канада выделит 5 миллионов долларов Палестинской национальной администрации на борьбу с бедностью и создание новых рабочих мест в Газе и на Западном берегу реки Иордан.) Одним из тяжелых следствий затянувшегося кризиса в палестино-израильских отношениях стало то, что почти половина палестинцев, живущих на Западном берегу и в секторе Газа, лишены возможности получить работу, что еще больше осложняет непростую ситуацию в регионе.


4. Дальний Восток - Китай

Демографический кризис в Китае- сикхская община , которая стремится к самостоятельности и получении автономии на территории Индии. В период исторического развития пенджабцы были разделены на три религиозные общины- мусульманскую, индусскую и сикхскую общины. Настрои общин доминировали над формированием национального сознания. Сейчас эта проблема предполагает такие пути развития: или сохранения статуса-кво или трансформация в отдельный этнос или возвращение к индуизму-экстремизм с помощью которого стараются достигнуть целей а мировой терроризм.

Напряженность в американско-китайских отношениях действительно обостряется с каждым днем. В частности, военное руководство США объявило о начале поисков всех американских военнослужащих, пропавших без вести на территории Китая со времен второй мировой войны. Китай, в свою очередь, демонстративно реагирует на планы Вашингтона относительно поставок оружия Тайваню. К острову БЫЛИ выдвинуты два самых современных китайских боевых корабля. (В качестве условия возвращения США самолета-шпиона EP-3, совершившего после столкновения с китайским истребителем экстренную посадку на аэродроме Линшуй острова Хайнань, Пекин потребовал от Вашингтона компенсаций семье погибшего летчика Ван Вэя и выплаты ущерба за потерю самолета).

Конгресс США одобрил установление постоянных торговых отношений с Китаем.
Это означает, что китайским товарам будет обеспечен расширенный доступ на американский рынок, а американские бизнесмены получат огромные новые рынки сбыта своей продукции. Вашингтон быть приверженным своим заверениям и однозначно высказаться в поддержку мирного объединения Китая. Б. Клинтон подтвердил приверженность американского правительства политике признания одного Китая. ( Подписание Китаем и США двустороннего соглашения по вопросу вступления Китая во Всемирную торговую организацию является благоприятным для торгово-экономического сотрудничества двух стран и развития китайско-американских отношений). Вместе с тем, что Пекин внимательно следит за развитием ситуации в Афганистане. Являясь постоянным членом СБ ООН Китай всегда прилагал усилия для решения афганской проблемы и поддерживает шаги ООН в ее урегулировании. Что касается китайской позиции по вопросу ужесточения санкций в отношении талибов, то, как уже ранее заявлял МИД КНР, Пекин принципиально выступает против политики санкций.

  • По некоторым сведениям, верховный лидер движения "Талибан" мулла Мохаммад Омар призвал Китай блокировать в СБ ООН принятие резолюции, предусматривающей введение дополнительных санкций против режима талибов.
  • Созданный в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), - объединенный центр по борьбе с терроризмом в странах - членах организации- против экстремистов и террористов, прикрывающихся религиозными лозунгами.
  • Установление контроля и баз американских войск на Ближнем Востоке могут привести к значительному изменению в отношениях между КНР и ряда стран. В случае, если США усилят свое присутствие в этом регионе, то отношения КНР и Пакистана, которые на настоящий момент наиболее тесные, могут измениться и не в лучшую сторону. В треугольнике отношений КНР, Индия и Пакистан также произойдут изменения, что значительно скажется на состоянии региональной безопасности.

5.Средний Восток- Афганистан

Поставки гуманитарной помощи- Страны Запада стремятся оказать гуманитарную помощь не только с позиции благотворительности , но и стараясь этим подконтролив себе эти страны , сделать их и своими союзниками. Помощь, которая была предоставлена США в обмен на выдачу Усамы Бет Ладена и ликвидацию террористической сети организации "Аль-Кайеда ",была отвергнута .

Распространение вирусов и биологического оружия привело к тому, что на границе Пакистана и Афганистана зафиксирована мощнейшая за всю историю этих стран вспышка инфекционного заболевания, вызывающего у людей сильное кровотечение и, как результат, неминуемую смерть. Проблема эмиграции - США настаивает на предоставлении территории Ирана для афганских беженцев(расстрел на границе)

2001г. - Введены законы шариата в их интерпритации-запрещается западная музыка, танцы, введение глухой паранджи для женщин, ликвидация в стране всего западного. В системе образования страны Востока не допускают проникновение новых научных разработок ,в Ираке в 1999г. была утверждена программа обучения в школах исламского закона, основой которого стал Коран, а в Кандагаре находится "институт терроризма " -студентов учат ненависти к Западу.

Наркобизнесс. Афганистан и Пакистан являются крупнейшими поставщиками наркотиков в Европу.(в 1995г.-240т героина удалось переправить в страны Америки и Европы. Пакистан стал местом реализации наркотиков на Востоке.
Помощь, которая была предоставлена США в обмен на выдачу Усамы Бен Ладена и ликвидацию терористические сети организации "Аль-Кайеда ", и движение была отвергнута .

Двойная самоидентификация - непременное условие существования любого многонационального государства, а таких в мире очень много. Классический пример - США, где негры или мексиканцы очень четко воспринимают себя как негры и мексиканцы, но они одновременно African Americans и Mexican Americans ("афроамериканцы" и "мексиканские американцы"), и никто от своей общей идентичности отказываться не собирается, хотя сейчас в США отмечается настоящее возрождение интереса "африканских американцев" к своему прошлому.

Православие и ислам никогда жестко не конфронтировали, более того, они гораздо терпимее друг к другу, чем православие и западно-христианские исповедания, с одной стороны, и различные течения ислама между собой, с другой;

  • Ислам - это отнюдь не монолитное и застывшее явление: ислам сегодня меняется, чтобы адаптироваться к требованиям рынка, демократии и интеграции мусульманских стран в мировую экономику. В различных течениях ислама в разной степени происходит развитие "середины" и отсечение крайностей.
  • Исламский фундаментализм должен учитывать либеральные требования времени (разрешать парламентские формы правления, профсоюзы, обращать внимание на образование, в том числе образование женщин и так далее-пример:
    15 .09.2001 -- в Париже открылась 31 конференция ЮНЕСКО, а Иран есть постоянным ее членом. На ней обсуждался вопрос, связанный с обменом студентов вузов Ирана со студентами стран Западной Европы(Англия, Германия).
    10.10.2001
    -- согласно решению иранского правительства, в Александрийскую библиотеку было передано 1000 книг.в 1999г. при содействии ЮНИСЕФ было все-таки открыто 14 школ для девочек.

6. Иран

Традиционно межэтническое единство базировалось на сохранении общинной структуры. Сконцентрированность каждой этнической группы на сохранении внутриобщинных связей позволяла длительное время более или менее успешно существовать в Иране своеобразной межэтнической пирамиде. Вопрос о взаимоотношениях одной этнической группы с другими занимал на шкале ее приоритетов отнюдь не первое место. Развитие капитализма постепенно подрывало эту систему. На фоне разложения общинных связей все большее значение для этнических групп приобретало их место в этнической иерархии.
Необходимость противостоять обострению в Иране национального вопроса ради укрепления государственного единства послужила одной из причин исламской революции, которая провозгласила безусловный приоритет религиозно-государственных связей над этническими. Последовавшие после свержения шаха национализация, перераспределение собственности, сильно "сдобренные" противостоянием "и Западу, и Востоку", сбили рост межэтнической напряженности. Но после перехода к приватизации и рыночной экономике этнические проблемы снова дали о себе знать. Причем в условиях принципиально новой ситуации и в мире, и в регионе в 90-е годы они стали для иранского государства гораздо опаснее, чем прежде.

Hosted by uCoz