Експертний звіт № 2

тема

Конфликтный потенциал региона СНГ

автор

 

Вітренко Марина

група

 

Проблемна група "СНД"

 

ХХ век грядущие поколения будут рассматривать как наиболее воинственный и жестокий. В этом столетии впервые войны стали вестись в мировом масштабе. Большая часть времени прошла в обстановке изнуряющего противоборства двух мировых систем. На вооружении ведущих держав оказались самые страшные средства массового поражения и под конец столетия многие страны испытали на себе еще мало изученное воздействие информационных технологий весьма разрушительного свойства.

СНГ, в некотором смысле, оказалось в гуще мировых конфликтных событий.

В процессе перехода к полицентричности мир столкнулся с опасностью своей дивергенции, которая сопровождается ломкой старых межгосударственных связей и существующих государственных границ, образованием новых национальных государств и региональных держав, ростом их претензий на роль соответствующих центров силы, дивергенция современного мира вызвала перегруппировку центров силы, обострение борьбы между ними за сферы влияния; которая нередко принимает опасные формы военно-политической конфронтации. На смену идеологическому противоборству пришло противостояние цивилизаций, углубляются противоречия между западной (католичество, иудаизм), исламской, православной и конфуцианской цивилизациями. Эпоха широкомасштабных войн, как полагают многие российские и зарубежные политики и ученые, уходит в прошлое, на смену ей приходит эпоха множества локальных войн и военных конфликтов разной интенсивности, которые, не признавая государственных рубежей, происходят по границам геополитических, цивилизационных и этноконфессиональных разломов. С распадом советского геополитического пространства, утратой прежних «двойных» границ, разделом между государствами СНГ армии и флота, развалом экономики, нарастанием в обществе социальных и этнических конфликтов, ухудшением криминогенной обстановки, жители бывших советских республик остро ощутили свою незащищенность перед возникшей системой внутренних и внешних угроз для жизненно важных интересов личности, общества и собственной государственности. Кардинально меняется характер угроз интересам национальной безопасности государства (реанимируются уже забытые старые угрозы, возникает множество новых), стираются различия между внешними и внутренними угрозами национальной безопасности, соответственно усложняются и задачи по их своевременному выявлению, предупреждению и нейтрализации.

При этом наблюдается концентрация глобальных, региональных и внутренних противоречий на постсоветском геополитическом пространстве.

Примечательно, что Россия, некогда директивный "центр", а ныне главный действующий субъект Содружества, в настоящий момент является уникальным государством, имеющим три типа участков границы.

1. Границы, совпадающие с границами бывшего СССР.

На северо-западе и западе Россия граничит с Норвегией (протяженность 155 км), Финляндией (1190 км) и Польшей (282 км, включай Калининградскую область), на Дальнем Востоке — с Монголией (2700 км), Китаем (3040 км) и КНДР (15 км). Они закреплены в международных договорах. Не оформлены в международно-правовом отношении надлежащим образом морские границы с Японией и США.

2. Границы с государствами-участниками СНГ.

Это границы России с Беларуссией (425 км), Украиной (1350 км), Казахстаном (4800 км), Грузией (780 км) и Азербайджаном (263 км), не оформленные в международно-правовом отношении.

3. Границы с бывшими республиками Союза ССР, не вошедшими в СНГ.

Это границы России с Эстонией (264 км), Латвией (208 км), Литвой (197км, включая Калининградскую область), не оформленные в международно-правовом отношении,

Таким образом, в настоящее время актуальной проблемой является договорное закрепление границ Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленных в международно-правовом отношении.

Серьезной предпосылкой потенциальных конфликтов на постсоветском геополитическом пространстве является то, что почти половина сопредельных государств имеют территориальные претензии к России. Анализ имеющихся документов и материалов по проблемам территориальных притязаний к Российской Федерации со стороны сопредельных государств показывает, что реальные и потенциально возможные оспариваемые территории находятся на границе с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Монголией, Китаем и Японией.

Проблемы оспариваемых территорий на новых границах приобретают довольно острый характер, Россия, а также и СНГ в целом, в силу экономической нестабильностии ограниченных возможностей оборонного потенциала, не в состоянии эффективно противостоять на всех направлениях, усиливающегося политического давлении и наращиваемой экономической экспансии извне.

Исходя из сложившейся ситуации в межгосударственном разграничении, в русле долгосрочной внешнеполитической стратегии государствам Содружества целесообразно защищать свои жизненно важные интересы на границе путем осуществления комплекса политических, экономических, военных, пограничных и других мер.

Одной из важнейших задач пограничной политики Российской Федерации является предотвращение и нейтрализация вооруженных конфликтов в российском пограничном пространстве и на внешних границах государств СНГ. Анализ вооруженных конфликтов, периодически возникающих в пограничном пространстве России за последние 15-20 лет (на Даманском, на участках монголо-китайской границы, в приграничных районах с китайской провинцией Синцзян, на таджикско-афганской границе, в Кавказском и Северо-Кавказском пограничных регионах, в Приднестровье и т.д.), и вскрытие их причинно-следственных связей показывает, что они возникают не сами по себе, спонтанно, а являются, как правило, следствием кризисного развития чрезвычайных условий обстановки на государственной границе между сопредельными странами. Последние же в значительной степени предопределяются характером и направленностью политических, военно-стратегических, национально-этнических, правовых и других отношений между соседними государствами. Вооруженные конфликты в российском пограничном пространстве и на внешних границах СНГ, как свидетельствует практика, обычно возникают под влиянием комплекса причин. Важнейшее место среди них занимают неурегулированность государственного разграничения соседних стран (территориальные, претензии) и внутренний сепаратизм, опирающийся на этнический фактор.

Особый размах террористические проявления приобрели в последние годы в Северо-Кавказском регионе. Здесь роль катализаторов активной подрывной анти-интеграционной деятельности, проводимой с широким использованием метода террора, играют экономические и геополитические интересы ряда зарубежных государств, претензии на построение мирового исламского государства со стороны некоторых политических авантюристов наподобие Усамы бен Ладена, амбиции руководителей бандформирований, вовлекающих соплеменников в мятежные действии под лозунгами сепаратизма и национализма, корыстная заинтересованность криминальных дельцов, которым выгодно поддержание состояния нестабильности на Северном Кавказе в целях извлечения материальной выгоды, хищения государственных средств, распространения и укреплении своего влияния на целые отрасли теневой экономики.

Приходится констатировать неблагоприятную динамику развития затянувшегося конфликта в регионе Северного Кавказа. Исчерпали себя преимущественно силовые методы проведения контртеррористической операции в Чечне с применением массированных военных действий, являвшиеся адекватными и необходимыми после всплеска терроризма вакхабитов в августе 1999 г. в Дагестане. Решить же проблему насилия на Северном Кавказе только путем военного противоборства с бандами боевиков, как показал накопленные за последние годы опыт, невозможно. Между тем сепаратисты, понесшие значительные потери в процессе прямых столкновений с федеральными силами, сумели, сохранить боеспособной часть своих сил, рассредоточив их, скорректировав свою тактику и приспособив ее к новым условиям. Финансовая же подпитка извне и иная поддержка сепаратистов со стороны зарубежных экстремистских исламских организаций позволяет бандформированиям материально заинтересовывать и вовлекать в сферу своего влияния часть трудоспособного населения стран Содружества, зачастую лишенною возможности обеспечивать свое существование законными способами.

Проблема приобрела долговременный, затяжной характер. При этом, исходя из анализа сегодняшней обстановки, можно прогнозировать следующее негативные ее тенденции:

      • Расширение военизированными бандформированиями масштабов и географии «минной войны», являющейся, как показывает опыт, самой распространенной тактикой сепаратистов во всем мире;
      • возможность осуществления взрывов для уничтожения объектов и живой силы государственных формирований террористами-смертниками (из числа одурманенной вакхабитской идеологией молодежи или прибывающих из-за рубежа исламских фанатиков);
      • "расползание" проблемы терроризма, включая акции "мнимой" войны, по территории СНГ, в первую очередь посредством этнических преступных группировок в субъектах Российской Федерации, а также в нестабильных регионах Средней Азии и Кавказа;
      •   все более активное участие в подрывных антиглобализационных акциях (через вовлечение в преступную деятельность путем подкупа или под воздействием угроз) граждан бывших советских республик, не являющихся этническими мусульманами;
      •  наращивание сепаратистами при поддержке политических деятелей ряда западных стран информационно-пропагандистской антиглобалистской кампании (например, под предлогом зашиты прав человека);
      •   стимулирование иностранными государствами, преследующими свои геополитические цели в регионе Северного Кавказа, вмешательства во внутренние дела постсоветских независимых государств через активизацию деятельности различных международных гуманитарных и правозащитных организаций.

Таким образом, учитывая выше обозначенные обобщенные тенденции в конфликтогенном развитии СНГ, можно констатировать следующее. Как полагают некоторые аналитики [1] , и мы поддерживаем их точку зрения, расколотое постсоветское пространство нарушило установленный миропорядок. В результате, явно проявляются тенденции усиления конфликтности и поиск новых полюсов межцивилизационного диалога.

Впервые за последние пятьсот лет после открытия Америки возрождаются и приобретают ощутимое влияние коммуникационные узлы Евразийского континента, что обусловлено не только распадом Советского Союза, но и формированием Азиатско-Тихоокеанского полюса экономического и технологического развития. Несмотря на доминирование прозападной ориентации большинства новых независимых государств Содружества, в ХХI веке, по достоверным прогнозам исследователей, произойдет усиление геоэкономического и политического присутствия Востока (а точнее, восточного мировосприятия) на постсоветском пространстве, особенно на его восточных пограничных территориях.



[1] Дергачев В. А. Геополитика // Постсоветское геополитическое пространство. - Киев: ВИРА - Р, 2000.

 

Hosted by uCoz