Експертний звіт № 1

тема

Динамика многополюсного мира. Позиционирование стран СНГ - политический аспект

автор

 

Вітренко Марина, експерт з економіки

група

 

№6 (Позиціювання країн СНД)

 

Проблема 1. Постсоветское пространство: Содружество Независимых Государств или условный Советский Союз?

Неопределенность выбора - общая черта всех четырех европейских республик бывшего СССР (России, Украины, Беларуси, Молдовы). В России все чаще говорят о некоем "особой пути" и "особой роли" нового государства. Доказательством может служить официальное заявление Б. Ельцина, сделанное в сентябре 1995 г.: "Главной задачей политики России по отношению к СНГ является создание экономически и политически интегрированного сообщества государств, которое будет претендовать на подобающее ему место в мировом сообществе… консолидация России в роли ведущей силы в формировании новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на постсоюзном пространстве".
Еще одна общая для всех этих стран черта - в них, по существу, установлен режим управляемой демократии. Существуют все необходимые для демократического общества механизмы - разделение властей, независимая пресса, выборная демократия и т.д. Но, по сути, реальные рычаги политической и экономической власти находятся в руках небольшой группы людей, манипулирующих демократическими институтами - то есть на постсоветском пространстве начала ХХI века мы столкнулись с Латинской Америкой начала ХХ - эпохой вседозволенности власти, харизматичных лидеров, промышленных и финансовых монополий, львиной долей теневого капитала и т.п.
Другой пример латиноамериканского политического пейзажа мы имели совсем недавно в странах Закавказья. Установившиеся здесь режимы весьма напоминали военные диктатуры середины прошлого века. Режим первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа был свергнут в результате классического военного переворота, после которого к власти пришла военная хунта криминализированных противников Гамсахурдиа. Несколько военных переворотов произошло в Азербайджане: их жертвами стали первый президент этой страны Аяз Муталибов и наследовавший ему Абульфаз Эльчибей. Наконец, в Армении, где президент Левон Тер-Петросян традиционно опирался на силовые структуры, ему также пришлось отказаться от власти в пользу недавнего лидера самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики Роберта Кочаряна. Такая особенность развития ситуации в Закавказье связана с тем, что борьба за самоопределение здесь развивалась скорее как следствие территориальных конфликтов и войн: карабахской войны между Азербайджаном и Арменией и "внутренней" войны Грузии и ее автономий - Абхазии и Южной Осетии. Поэтому влияние военных, полевых командиров, спецслужб здесь было непропорционально велико. Но, вместе с тем, оказалось, что новая элита не способна у удержанию власти и к ее упрочению. В результате для стабилизации ситуации были приглашены к власти партийные лидеры советских времен. Режимы Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе в Азербайджане и Грузии - это уже типичные режимы управляемой демократии; режим Роберта Кочаряна в Армении также эволюционирует в эту сторону и окончательная эволюция произойдет, вероятно, уже после легитимного разрешения карабахского конфликта.
В Центральной Азии демократия не состоялась, существующие здесь демократические институты без особого стеснения обслуживают авторитарные режимы центральноазиатских президентов. Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Киргизии Аскар Акаев пытались привнести в общественно-политические структуры элементы управляемой демократии (некоторые из этих элементов существуют и по сей день, например, оппозиционные партии, оппозиционная пресса), но быстро отказались от игр в "управляемую демократию" после того, как стало ясно, что новые институты могут угрожать их власти. Практически полностью уничтожил все элементы управляемой демократии в своей стране президент Узбекистана Ислам Каримов. В Таджикистане общественное развитие пошло не столько по демократическому пути или по пути установления авторитарного режима, сколько по пути соперничества криминальных региональных кланов. Сегодняшний Таджикистан - скорее военная автократия, разделенная на зоны влияния временно примирившихся кланов. Наконец, в Туркмении установлен классический авторитарный режим президента этой страны Сапармурата Ниязова, личная неограниченная власть президента и культ его личности стали стержнеобразующими элементами нового государства.
Можно констатировать, что за 10 лет существования независимых государств на постсоветском пространстве изменилось очень многое - по форме, в сущности же - почти ничего. Россия, Украина, Молдова и во многом Беларусь управляются все теми же элитами, только немного смягчившими правила игры и мимикрировавшими сообразно новым реалиям. Практически те же элиты остались и в Закавказье, за исключением разве что Армении: но семейно-клановый подход к управлению, сохранявшийся в закавказских республиках во все времена, остался и сейчас. Клановая борьба в республиках Средней Азии в определенной степени сдерживается только авторитарными лидерами (в Узбекистане - Ислам Каримов, в Казахстане - Нурсултан Назарбаев).
Однако, события 11 сентября в Соединенных Штатах изменили политическое положение ряда стран и их ведущих лидеров. Страны СНГ, особенно Россия и Центральная Азия, оказались центрами мировой политики. Они привлекли внимание как США и Северного альянса, так и их противников в Афганистане. Цетральноазиатские республики получили шанс самоутверждения и значительные возможности развития, равно как и Россия - расширения сферы влияния.
Проблема 2. Сфера влияния России на постсоветском пространстве.

Создание СНГ в декабре 1991 г. расценивалось многими аналитиками как попытка России сохранить контроль над бывшими советскими республиками в рамках трансформированого на федеративных принципах Советского Союза. При этом вледствие слабости политической элиты РФ, внутренних противоречий и фрагментарного внешнеполитического курса, имперские амбиции России остались до конца не реализованными. Важными вехами в ходе так называемой "разноскоростной интеграции" бывших советских республик стали организация "Евразийского союза" (осень 2000 г., переговоры Москва - Астана) и создание "шанхайского форума".
Главная задача России на сегодняшний день - для начала, ограничить сферу влияния Запада, то есть фактически добиться отступления европейских и в особенности евроатлантических структур с уже завоеванных ими позиций в СНГ.
После событий 11 сентября Россия оказалась важным союзником для Соединенных Штатов. Однако она сама быстро осознала свое значение в антитеррористической коалиции и успела быстро сориентироваться в непредсказуемой обстановке, приступив к реализации стратегических целей. В первую очередь, это стабилизация ситуации в Кавказском регионе. Ликвидация одной из "горячих точек" в Грузии представляется возможной для РФ только при поддержке мирового сообщества, изменившего свою позицию к событиям в Чечне.
Присоединившись к антитеррористической коалиции, Россия получила новые возможности для утверждения как значимого мирового государства. Реализация данных возможностей объективно требует усиления влияния России в рамках СНГ, в регионе, где сосредоточен огромный потенциал бывшего Советского Союза. Нынешняя политика в регионе, по прогнозам политологов, это только начало российской активности.

Проблема 3. Политика США в отношении стран СНГ.
В середине 90-х годов США - признанный лидер мировой политики - объявили бассейн Каспийского моря "регионом своих национальных стратегических интересов". Целью такой наступательной политики было помешать России восстановить бывшую империю на юге СНГ. США и Европейский Союз активно оказывали помощь государствам Каспия: с одной стороны, путем вовлечения их в военное сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира", а с другой стороны, путем содействия демократии и рыночной экономике посредством осуществления таких программ, как ТАСИС.
Ввиду возникших приоритетных для США проблем: военными действиями в Афганистане и корректированием курса внешней политики в соответствии с поиском союзников в конфликте, влияние Запада в регионе значительно ослабело в пользу российского.
Прогнозируется, что, в конечном счете, расстановка сил на постсоветском пространстве будет определяться согласованностью влияния Запада и России.

 

використані джерела

 

 —

використані звіти

 

 —

Hosted by uCoz