Проблема 1. Постсоветское пространство: Содружество Независимых Государств
или условный Советский Союз?
Неопределенность выбора - общая черта всех четырех европейских республик
бывшего СССР (России, Украины, Беларуси, Молдовы). В России все чаще говорят
о некоем "особой пути" и "особой роли" нового государства.
Доказательством может служить официальное заявление Б. Ельцина, сделанное
в сентябре 1995 г.: "Главной задачей политики России по отношению
к СНГ является создание экономически и политически интегрированного сообщества
государств, которое будет претендовать на подобающее ему место в мировом
сообществе… консолидация России в роли ведущей силы в формировании новой
системы межгосударственных политических и экономических отношений на постсоюзном
пространстве".
Еще одна общая для всех этих стран черта - в них, по существу, установлен
режим управляемой демократии. Существуют все необходимые для демократического
общества механизмы - разделение властей, независимая пресса, выборная
демократия и т.д. Но, по сути, реальные рычаги политической и экономической
власти находятся в руках небольшой группы людей, манипулирующих демократическими
институтами - то есть на постсоветском пространстве начала ХХI века мы
столкнулись с Латинской Америкой начала ХХ - эпохой вседозволенности власти,
харизматичных лидеров, промышленных и финансовых монополий, львиной долей
теневого капитала и т.п.
Другой пример латиноамериканского политического пейзажа мы имели совсем
недавно в странах Закавказья. Установившиеся здесь режимы весьма напоминали
военные диктатуры середины прошлого века. Режим первого президента Грузии
Звиада Гамсахурдиа был свергнут в результате классического военного переворота,
после которого к власти пришла военная хунта криминализированных противников
Гамсахурдиа. Несколько военных переворотов произошло в Азербайджане: их
жертвами стали первый президент этой страны Аяз Муталибов и наследовавший
ему Абульфаз Эльчибей. Наконец, в Армении, где президент Левон Тер-Петросян
традиционно опирался на силовые структуры, ему также пришлось отказаться
от власти в пользу недавнего лидера самопровозглашенной Нагорно-Карабахской
республики Роберта Кочаряна. Такая особенность развития ситуации в Закавказье
связана с тем, что борьба за самоопределение здесь развивалась скорее
как следствие территориальных конфликтов и войн: карабахской войны между
Азербайджаном и Арменией и "внутренней" войны Грузии и ее автономий
- Абхазии и Южной Осетии. Поэтому влияние военных, полевых командиров,
спецслужб здесь было непропорционально велико. Но, вместе с тем, оказалось,
что новая элита не способна у удержанию власти и к ее упрочению. В результате
для стабилизации ситуации были приглашены к власти партийные лидеры советских
времен. Режимы Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе в Азербайджане и Грузии
- это уже типичные режимы управляемой демократии; режим Роберта Кочаряна
в Армении также эволюционирует в эту сторону и окончательная эволюция
произойдет, вероятно, уже после легитимного разрешения карабахского конфликта.
В Центральной Азии демократия не состоялась, существующие здесь демократические
институты без особого стеснения обслуживают авторитарные режимы центральноазиатских
президентов. Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Киргизии Аскар
Акаев пытались привнести в общественно-политические структуры элементы
управляемой демократии (некоторые из этих элементов существуют и по сей
день, например, оппозиционные партии, оппозиционная пресса), но быстро
отказались от игр в "управляемую демократию" после того, как
стало ясно, что новые институты могут угрожать их власти. Практически
полностью уничтожил все элементы управляемой демократии в своей стране
президент Узбекистана Ислам Каримов. В Таджикистане общественное развитие
пошло не столько по демократическому пути или по пути установления авторитарного
режима, сколько по пути соперничества криминальных региональных кланов.
Сегодняшний Таджикистан - скорее военная автократия, разделенная на зоны
влияния временно примирившихся кланов. Наконец, в Туркмении установлен
классический авторитарный режим президента этой страны Сапармурата Ниязова,
личная неограниченная власть президента и культ его личности стали стержнеобразующими
элементами нового государства.
Можно констатировать, что за 10 лет существования независимых государств
на постсоветском пространстве изменилось очень многое - по форме, в сущности
же - почти ничего. Россия, Украина, Молдова и во многом Беларусь управляются
все теми же элитами, только немного смягчившими правила игры и мимикрировавшими
сообразно новым реалиям. Практически те же элиты остались и в Закавказье,
за исключением разве что Армении: но семейно-клановый подход к управлению,
сохранявшийся в закавказских республиках во все времена, остался и сейчас.
Клановая борьба в республиках Средней Азии в определенной степени сдерживается
только авторитарными лидерами (в Узбекистане - Ислам Каримов, в Казахстане
- Нурсултан Назарбаев).
Однако, события 11 сентября в Соединенных Штатах изменили политическое
положение ряда стран и их ведущих лидеров. Страны СНГ, особенно Россия
и Центральная Азия, оказались центрами мировой политики. Они привлекли
внимание как США и Северного альянса, так и их противников в Афганистане.
Цетральноазиатские республики получили шанс самоутверждения и значительные
возможности развития, равно как и Россия - расширения сферы влияния.
Проблема 2. Сфера влияния России на постсоветском пространстве.
Создание СНГ в декабре 1991 г. расценивалось многими аналитиками как
попытка России сохранить контроль над бывшими советскими республиками
в рамках трансформированого на федеративных принципах Советского Союза.
При этом вледствие слабости политической элиты РФ, внутренних противоречий
и фрагментарного внешнеполитического курса, имперские амбиции России остались
до конца не реализованными. Важными вехами в ходе так называемой "разноскоростной
интеграции" бывших советских республик стали организация "Евразийского
союза" (осень 2000 г., переговоры Москва - Астана) и создание "шанхайского
форума".
Главная задача России на сегодняшний день - для начала, ограничить сферу
влияния Запада, то есть фактически добиться отступления европейских и
в особенности евроатлантических структур с уже завоеванных ими позиций
в СНГ.
После событий 11 сентября Россия оказалась важным союзником для Соединенных
Штатов. Однако она сама быстро осознала свое значение в антитеррористической
коалиции и успела быстро сориентироваться в непредсказуемой обстановке,
приступив к реализации стратегических целей. В первую очередь, это стабилизация
ситуации в Кавказском регионе. Ликвидация одной из "горячих точек"
в Грузии представляется возможной для РФ только при поддержке мирового
сообщества, изменившего свою позицию к событиям в Чечне.
Присоединившись к антитеррористической коалиции, Россия получила новые
возможности для утверждения как значимого мирового государства. Реализация
данных возможностей объективно требует усиления влияния России в рамках
СНГ, в регионе, где сосредоточен огромный потенциал бывшего Советского
Союза. Нынешняя политика в регионе, по прогнозам политологов, это только
начало российской активности.
Проблема 3. Политика США в отношении стран СНГ.
В середине 90-х годов США - признанный лидер мировой политики - объявили
бассейн Каспийского моря "регионом своих национальных стратегических
интересов". Целью такой наступательной политики было помешать России
восстановить бывшую империю на юге СНГ. США и Европейский Союз активно
оказывали помощь государствам Каспия: с одной стороны, путем вовлечения
их в военное сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство
ради мира", а с другой стороны, путем содействия демократии и рыночной
экономике посредством осуществления таких программ, как ТАСИС.
Ввиду возникших приоритетных для США проблем: военными действиями в Афганистане
и корректированием курса внешней политики в соответствии с поиском союзников
в конфликте, влияние Запада в регионе значительно ослабело в пользу российского.
Прогнозируется, что, в конечном счете, расстановка сил на постсоветском
пространстве будет определяться согласованностью влияния Запада и России.
|