Експертний звіт № 1 - 2

тема

Військово-політичний аспект проблеми світового лідерства. Актуальні проблеми та інформаційний масив.

автор

 

Мельник Оксана, експерт з військової справи

група

 

1 група

 

"Гегемония так же стара, как мир" -- так открывает свою последнюю книгу Збигнев Бжезинский, экс-советник президента США Картера по национальной безопасности, консультант Центра стратегических исследований и профессор американской внешней политики. "Великая шахматная доска" -- это самое откровенное и детальное изложение стратегии американской дипломатии на пороге XXI века. Так может писать только человек, гордый силой и истиной своей страны, воплощающей, по его же оценке, сплав эгоизма и идеализма.
"Жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник,способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке" -- таково, по мнению Бжезинского, основное правило для будущей политики США. "Главный геополитический приз для Америки -- Евразия", --считает он.
После победы над СССР в "холодной войне" США, оставшись единственной сверхдержавой мира, не уменьшили военных расходов и не переключились на решение внутренних проблем.В результате краха соперника Соединенные Штаты оказались в уникальном положении. Они стали первой и единственной действительно мировой державой. Созданы "несравнимые в техническом отношении вооруженные силы с действительно глобальным охватом, единственные в мире".Подобная Америке стратегическая мощь есть у "бывшей супердержавы" России и "будущей супердержавы" Китая. Но уникальность нынешней ситуации как раз и состоит в том, что мы живем в монополярном мире - мире, в котором Россия уже не может, а Китай еще не может реально и эффективно противостоять Западу, на данный момент и в ближайшем будущем, хотя эти страны и могут развязать самоубийственную ядерную войну,никто из них не способен в ней победить. Не располагая возможностями по переброске войск на большие расстояния для навязывания своей политической воли и сильно отставая в технологическом отношении от Америки, они не имеют средств для того, чтобы постоянно оказывать (или в ближайшее время обеспечить себе такие средства) политическое влияние во всем мире".
Мировой расклад сегодня чрезвычайно благоприятен для Америки. "Западное полушарие в основном защищено от внешнего влияния". "Специальные меры безопасности в Персидском заливе... превратили этот экономически важный регион в американскую военную заповедную зону". Но тем не менее успокаиваться рано. "Масштабы американской глобальной
гегемонии... велики, но неглубоки".
Глубинное измерение они могут приобрести только при контроле над Евразией, чье Heartland (Сердце земли) совпадает с границами России. "Если средняя часть даст отпор Западу, станет активным целым и либо возьмет контроль над Югом, либо образует союз с участием крупной восточной державы,то американское главенство в Евразии резко сузится". Классик геополитики Харольд МакКинднер писал: "Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли; Тот, кто правит Сердцем земли, владеет Мировым островом;
Тот, кто правит Мировым Островом, владеет миром".

Інформація
Подія
Висновок, Коментар
1
8 сентября 1951г. подписания так называемого договора безопасности между США и Японией. В соответствии с ним США обязаны защищать Японию, если она подвергнется нападению третьих стран. А вот Япония в соответствии с положением 9-й статьи своей Конституции взять на себя подобное обязательство не может. Полвека назад Вашингтон, видимо, боялся, что Япония вновь станет его военным противником. В результате за минувшие десятилетия Япония де-факто вооруженные силы создала, но называются они "силами самообороны" и по закону предназначены лишь для обороны собственной территории. Лишь в 1992 году был принят закон, разрешающий направление подразделений сил самообороны за границу для выполнения тыловых задач в рамках миротворческих операций ООН.
2
В августе 1999 г. в Японии вступил в силу закон о чрезвычайных ситуациях в странах, находящихся в непосредственной близости от ее территории. В соответствии с ним японским силам самообороны разрешено участвовать в совместных военных акциях на территории близлежащих государств, если ситуация в них угрожает безопасности Японии. Однако это участие может быть связано только с обеспечением сил союзников необходимыми ресурсами, а также проведением поисковых и спасательных работ. Если главной целью намечающейся "акции возмездия" со стороны США является Афганистан, расположенный весьма далеко от границ Японии, конституционность участия армии Страны восходящего солнца в предстоящей операции оказывается под большим сомнением.
3
США и Япония "уже ведут совместные исследования в области технологий по защите от баллистических ракет".Президент и премьер считают важным проводить "тесные консультации по противо-ракетной обороне с союзниками и другими заинтере сованными сторонами". 19 марта в Белом доме состоялась встреча Президента США Д. Буша и премьер-министра Японии Иосиро Мори , где ими был обсужден целый ряд международных и двухсторонних проблем, включая вопросы ПРО. В распространенном по итогам встречи заявлении Буш и Мори подчеркнули, что США и Япония "признают растущую угрозу, проистекающую от распространения оружия массового уничтожения и баллистических ракет"."В качестве составной части всеобъемлющей стратегии по отражению таких угроз", президент США и японский премьер подчеркнули также "необходимость пред принять эффективные меры по борьбе с такими угрозами, включая оборонительные системы, укрепление контроля за нераспространением, а также меры по борьбе с распространением".
4
Японский парламент обсуждает законопроект, который наделит вооруженные силы страны новыми широкими полномочиями. Так называемый "антитеррористический закон" позволит японским войскам принимать участие в военных операциях за рубежом. Последний раз это было во время Второй мировой войны. Конституция Японии запрещает использование военной силы для разрешения международных конфликтов, именно поэтому многие депутаты отнеслись к новому проекту с настороженностью. До сих пор японские военные слу жили за границей только в составе миротворческих сил ООН; им запрещалось применять огнестрельное оружие. В случае принятия новый законопроект все изменит. По предложению премьер-министра Японии Дзюнитиро Коидзуми, внесшего его в парламент, японская армия и флот может стать частью крупной международной военной кампании. Однако поддержка будет осуществляться только разведанными: сами японцы воевать не будут.
5
Конгресс США обвинил Китай в систематической краже ядерных технологий на протяжении двадцати лет - то, что такое событие не может иначе как негативно сказаться на отношениях двух стран, является вполне очевидным выводом. После опубликования Конгрессом США доказательств ядерного шпионажа со стороны Китая законодатели обеих партий настаивают на приостановлении торговых отношений с Китаем , что положит конец свободной торговле между странами в области высоких технологий. Влиятельные члены Конгресса направили письмо Президенту Клинтону с требованием остановить переговоры по вступлению Китая в ВТО, которые являются основной дипломатической и экономической инициативной, над которой совместно работают Вашингтон и Пекин. Аналитики же предупреждают, что в результате охлаждения отношений между США и Китаем, последний вполне вероятно может начать проводить политику, направленную на ослабление роли США в Тихоокеанском регионе, вплоть до того, что регион может быть ввергнут в положение "стратегической неопределенности" времен холодной войны. Напряжение отношений между США и Китаем уже само по себе способно дестабилизировать обстановку в Юго-Восточной Азии.Учитывая войну в Косово и обострившийся конфликт между Индией и Пакистаном, ситуация в Азии крайне напряжена, ведь в этот конфликт втянуты 4 ядерные державы: США, Пакистан, Индия и Китай.
6
Китай намерен воспрепятствовать поставкам американского оружия Тайваню В апреле 2001 вице-премьер КНР Цянь Цичэнь посетил Вашингтон. Цели этого визита - попытка предотвратить поставки американского оружия острову, а также общий обмен мнениями с новым руководством США по интересующим обе страны двусторонним и международным вопросам. Комментируя сообщения о предстоящей поездке вице-премьера министр иностранных дел Тайваня Тянь Хуанмао заявил, что Тайбэй будет внимательно следить за переговорами в Вашингтоне, но не намерен менять свои планы в отношений закупок оружия
7
Китай предлагает отказаться от "двойных стандартов" 19 сентября 2001 представитель МИД Китая Чжу Бангджао озвучил официальную позицию страны по вопросу поддержки США в борьбе с международным терроризмом. "США попросили у Китая помощи в борьбе с терроризмом. У Китая, в свою очередь, есть причины просить у США поддержку и понимание в борьбе с терроризмом и сепаратизмом. У нас не должно быть двойных стандартов". "Террористами" власти КНР называют повстанцев из Синьцзян-Уйгурского автономного района, населенного в основном мусульманами, а "сепаратистами" - далай-ламу, выступающего за предоставление более широкой автономии Тибету, и правительство Тайваня, которое считает остров независимым от КНР государством". В общем, позиция Китая, как ее озвучивают представители военного ведомства КНР, вполне антиамериканская: "Представитель министерства общественной безопасности Китая сказал, что Соединенным Штатам следует взять на себя часть вины за терроризм, который в некоторой степени вызван вмешательством Америки в решение ряда политических вопросов других стран мира. Военная операция - "неуважением принципов международного права" и "посягательство на суверенитет других государств, прикрываемое предлогом борьбы с терроризмом" (Эхо Москвы).
8
В преддверии саммита АТЭС в Шанхае проходит встреча председателя КНР Цзян Цзэминя и президента США Джорджа Буша. Президент Буш впервые после нападения на Нью-Йорк и Вашингтон покинул пределы США. И впервые он встретился с китайским лидером. Сразу после окончания переговоров Буш отметил, что Китай помогает американскому народу в его борьбе с терроризмом. Более того, президент США считает, что и в Вашингтоне, и в Пекине одинаково относятся к этой "новой мировой угрозе". Китай, судя по всему, готов подкрепить свои слова о желании помогать американцам реальными делами. Президент Буш сказал, что Цзян Цзэминь пообещал предоставить международной антитеррористической коалиции не только моральную помощь, но и вполне конкретную разведывательную информацию о лидерах "Аль-Каиды". Пекин также намерен включиться в борьбу мирового сообщества против организаций, финансирующих террористов. Единственное, о чем предупреждают в Китае, - это о том, что авиаудары американцев могут привести к смерти невинных граждан. Цзян Цзэминь полагает, что нужно сделать все, чтобы избежать жертв среди мирного населения.
9
Китаю простят Тяньаньмэнь Джордж Буш может отменить санкции против Пекина От президента США Джорджа Буша, прибывшего на саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Шанхае, ждут сенсации. На встрече с председателем КНР Цзян Цзэминем Буш может объявить о снятии с Китая санкций на поставку военного снаряжения, введенных в 1989 году после подавления демократических выступлений на площади Тяньаньмэнь. Несмотря на разногласия в отношении военной акции США (членом АТЭС является, например, Малайзия, осудившая бомбежки Афганистана), удалось согласовать общий документ в поддержку борьбы с терроризмом, который был принят на встрече лидеров, намеченной на 20 и 21 октября.Кроме того, по слухам, лидеры США и Китая должны объявить и об открытии представительства ФБР в Пекине.
10
КНДР выступает против роста численности ВС США в Республике Корея под предлогомантитеррористической операции в Афганистане. В начале октября 2001 США направили эскадрилью боевых самолетов и комплектующее военное оснащение со своих баз в РК, укрепив военное присутствие в этой стране. После терактов в США 11 сентября Пхеньян многократнозаявлял о принципиальной позиции против различных явлений терроризма и передал ее Вашингтону. Однако США как и прежде причисляют КНДР в разряд "стран, поддерживающих терроризм", и рассматривают ее как фактор опасности, продолжают враждебную ей политику.Увеличение ВС США в РК оказывает новый нажим на КНДР и усиливает военную угрозу стране, в результате безусловно обострится обстановка на Корейском полуострове.
11
Дамаск, Сирия, 19 апреля 2001 года. Неназванный высокопоставленный представитель администрации Буша опроверг заявление одного западного дипломата высокого ранга, что США готовятся играть более важную роль на Ближнем Востоке. Западный дипломат в Сирии утверждал, что США будут приветствовать более активное участие Европейского союза, России и арабских государств региона с целью остановить насилие на Ближнем Востоке. С момента прихода к власти администрации Буша США ограничивают свое участие в делах ближневосточного региона, в противоположность повышенной активности администрации Клинтона . Первый намек на отказ от прежней политики активного вмешательства был сделан на этой неделе, когда государственный секретарь США Колин Пауэлл выступил с критикой оккупации Израилем небольшой части Полосы Газа, охарактеризовав этот шаг как "излишний".
12
19 апреля 2001 представитель Пентагона по связям с общественностью контр-адмирал Крейг Куигли заявил, что администрация Буша-младшего изучает вопрос о сокращении численности американских войск на Синайском полуострове. На брифинге для журналистов он сообщил, что министр обороны США Дональд Рамсфельд консультировался с президентом Египта Хосни Мубараком и премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном по вопросу сокращения военного присутствия США на Синае. "Пока никаких решений в этом плане не принято, но мы продолжаем обсуждать данную проблему, и не только здесь, в Вашингтоне, но также и в других столицах мира", - сказал г-н Куигли. "Мы сейчас пересматриваем развертывание наших войск во всем мире. Мы постараемся сократить численность наших войск везде, где это может быть сделано без ущерба для стабильности" - заявил Д.Буш
13
8 октября 2001 Госдепартамент США опубликовал список организаций, которые американское правительство рассматривает как террористические и против этих организаций будут применяться такие же санкции, какие Вашингтон и его союзники ввели против сети "Аль-Каида" на прошлой неделе. В список, который госдепартамент США обновляет каждые два года, вошли 25 наиболее одиозных группировок. По сравнению с 1999 годом он изменился незначительно. За недостаточную активность были исключены "Японская красная армия" и перуанское Революционное движение имени Тупака Амару. Кроме "Аль-Каиды" госдепартамент включил в список базирующиеся на Ближнем Востоке "Хамас", "Хезболлах","Исламский джихад "и "Абу Нидаль", а также Исламское движение Узбекистана, Настоящую ирландскую республиканскую армию, "Тигров освобождения Тамил Илама", баскских сепаратистов из ЭТА и др. "Сейчас, когда мы начинаем длительную борьбу против терроризма, мы надеемся, что список привлечет внимание правительств по всему миру к этим террористическим организациям" - заявил госсекретарь США Колин Пауэлл. Все участники террористических группировок, а также те, кто им помогает, и раньше подпадали под целый ряд финансовых и визовых санкций со стороны Вашингтона. Но теперь санкции станут еще жестче: Колин Пауэлл заявил, что отныне к ним будут применяться такие же меры, как и к "Аль-Каиде" (о замораживании счетов "Аль-Каиды"Вашингтон и его союзники договорились на прошлой неделе).
14
В сентябре 2000 военные ведомства США и России подписали соглашение об участии специалистов обеих стран в работе расположенного в Колорадо центра по наблюдению за ложными запусками ракет, вызванными компьютерной проблемой-2000. Министры обороны США и РФ Уильям Коген и Игорь Сергеев подписали также в Москве в рамках переговоров о расширении сотрудничества в военной области соглашение о создании временного совместного Центра стратегической стабильности и Y2K. Официальное соглашение о создании центра было достигнуто в конце августа, когда в российско-американских отношениях спала напряженность, связанная с твердой позицией Москвы против бомбардировок Сербии силами НАТО. У России и США имеются тысячи баллистических ядерных ракет, и официальные представители обоих государств стараются избежать нежелательных потенциально катастрофических ошибок. Ни одна из сторон не считает, что мы стоим на грани ложного запуска или чего-либо подобного - обе они заявляют, что данный шаг служит знаком сотрудничества.
15
Несоблюдение договоренностей по СНВ-ПРО может привести к разрушению всех принципов поддержания стратегической стабильности. Об этом заявил сегодня Главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения России Владимир Яковлев. По его словам, основным принципом в вопросах, связанных с выполнением установлен ных между США и Россией договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям было и остается совместное выполнение Договора по СНВ-2, незыблемость положений Договора по ПРО 1972 года и необходимость дальнейшей работы по заключению договора в рамках СНВ-3 в целях снижения пороговых значений количества ядерных боевых блоков до 1500 у каждой стороны. Главком подчеркнул, что "предложения Президента России по пороговым уровням стратегических вооружений в 1500 боевых блоков обоснованы с учетом сложившегося в настоящее время состояния СНВ государств ядерного клуба и его потенциальных членов". Кроме того, заметил Яковлев, эти предложения "в полной мере учитывают перспективы развития ядерного оружия и средств его доставки". "Именно уровень 1500 боезарядов на носителях является необходимым и достаточным для поддержания стратегической стабильности в мире и укладывается в рамки предстоящих договоренностей по СНВ-3", - пояснил Яковлев.
16
Россия, США и Европа могли бы обсудить вопрос о создании совместной системы обороны на опасных направлениях. Об этом заявил президент России Владимир Путин в интервью итальянскому телеканалу РАИ-1 и газете "Коррьере делла сера". По его словам, Россия выдвигает эти инициативы взамен американским планам создания НПРО. С точки зрения обеспечения безопасности Россию не беспокоит односторонний выход США из Договора по ПРО, поскольку в этом случае уже не будут действовать ограничения, накладываемые Договором СНВ-1, заявил президент. Россия "получила бы юридическое право поставить боеголовку не моно, а сразу три, четыре, пять и так далее", - отметил он. Установка "кассетных" мультиголовок представляет угрозу для человечества, так как открывает новый виток гонки вооружений. Могут пострадать все договоренности в сфере нераспространения ядерного оружия, подчеркнул российский президент. Договоренности между РФ и США в области стратегических оборонительных вооружений могут быть достигнуты уже в ноябре во время визита президента России Владимира Путина в Соединенные Штаты. Об этом заявил американский посол в Москве Александр Вершбоу. По мнению посла, саммит РФ-США в Шанхае "дал сильный импульс к дальнейшему преобразованию российско-американских взаимоотношений, которое началось на встрече Путин-Буш весной этого года в Словении". Вместе с тем посол признал, что "по некоторым вопросам у России и США остаются довольно серьезные расхождения во мнениях.

Под американской империей мы понимаем сложившуюся в мире систему союзников, сателлитов и агентов влияния, через которых Вашингтон имеет возможность проводить свою политику практически во всех точках земного шара. Эта империя начала складываться с середины 19 века, получила мощный импульс развития в период Первой Мировой войны и сформировалась по окончании Второй Мировой. До конца 80-х в мире поддерживалось стратегическое равновесие между двумя сверхдержавами, но после крушения СССР огромные регионы мира оказались "бесхозными" и практически без борьбы вошли в "сферу жизненных интересов США".Но империя это не только контролируемая непосредственно либо через сателлитов и марионеток территория, но и целый ряд обязательств перед своими союзниками.Список глобальных американских военно-политических обязательств впечатляет. Традиционно это Персидский залив, Корейский полуостров, Япония. Кроме того, Клинтон вовлек Америку в конфликт на Балканах и позволил Вашингтону втянуть себя в процесс арабо-израильского урегулирования, что сопровождалось предоставлением определенных гарантий Тель-Авиву.Обострение отношений с Пекином, сменившее предшествовавшее поспешное сближение, увеличило вероятность такой ситуации, при которой Вашингтону придется выполнять свои обязательства перед Тайванем, которому Китай время от времени угрожает вторжением.В Колумбии американские части вместе с колумбийской армией ведут многолетнюю и малоэффективную борьбу с местными наркобаронами; военному присутствию в этой стране конца не видно…И при всем вышеизложенном, остаются еще жесткие рамки собственно НАТО, соответствие которым даже в мирное время требует огромных ресурсов.
Вряд ли кто-нибудь станет всерьез оспаривать тезис о том, что американская армия на сегодняшний день является сильнейшей в мире. Но термин "сильнейшая" является величиной относительной, а насколько сильна военная мощь США в абсолютном измерении? Достаточна ли она для поддержания имперских амбиций США в мировом масштабе, для выполнения всех многочисленных внешнеполитических обязательств США? Достаточна! - в этом последние 10 лет американцы убеждали весь мир и надо сказать, что небезуспешно. Именно на мифе о неисчерпаемой мощи американских вооруженных сил, способных, якобы одновременно защитить американские интересы во всех точках земного шара и опиралась беспардонная наглость дипломатии Мадлен Олбрайт. Но вот в Белый Дом пришла новая администрация и американская общественность вместе с мировой получили возможность ознакомиться с истинным положением дел.В 1999 году американские сухопутные силы добровольно покинули 13% офицеров среднего звена. Аналогичная ситуация складывалась и на флоте - в конце 90-х руководство ВМФ из-за 10%-го недобора кадров было вынуждено брать на службу даже лиц, не имеющих полного среднего образования. Причина потери интереса к армии проста - за последние десять лет денежное содержание военнослужащих оказалось на 15% ниже, чем оплата профессионалов того же уровня в гражданском секторе.При президенте Клинтоне численность личного состава армии сократилась на 40%, а число боеспособных дивизий - с 18 до 10. Согласно исследованию вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, техника и оборудование армии США амортизируются со скоростью $100 млрд. в год, причем наиболее критическая ситуация сложилась в военно-морских и военно-воздушных силах. В середине 80-х американские ВМФ насчитывали 569 кораблей, сейчас - 347. В результате сокращения, число ударных авианосных групп уменьшилось с 15 до 11.За время правления Клинтона численность боеспособных самолетов ВВС сократилось вдвое. При этом самолетный парк обновляется очень медленно, - большинство бомбардировщиков Б-52 старее своих пилотов.Здесь необходимо особо отметить, что все вышеприведенные оценки сделаны отнюдь не американскими недоброжелателями в Москве, Пекине, Тегеране либо Пхеньяне. Весь этот анализ проделан экспертами новой республиканской администрации, пожелавшей инвентаризовать имущество, доставшееся в наследство от демократов. В их отчете также содержаться указания на низкий боевой дух американской армии, на неуважительное отношение офицеров к высшему начальству и на все более наплевательское отношение военнослужащих к своим обязанностям.А в одной из недавних статей советника президента Буша по вопросам национальной безопасности Кандализы Райс мы читаем нечто абсолютно родное: "Боевую технику приходилось пускать на запчасти, чтобы хоть какие-то самолеты летали, корабли
плавали, танки передвигались". Таким образом, за последние десять лет образовался существенный разрыв между американскими претензиями на мировое господство и их реальными возможностями. Демократы, положившись на гигантский военный потенциал, накопленный за годы противостояния с СССР, стабильно уменьшали оборонный бюджет, "перебрасывая" средства на бюджетную сферу, ибо были жестко связаны предвыборными обязательствами со своим электоратом. Однако при этом администрация Клинтона втянула Америку в многочисленные дорогостоящие военные конфликты.И в результате американская армия оказалась неспособной исполнять возложенную на нее после окончания холодной войны задачу глобального военного присутствия. Так, например, американские авианосные соединения уже не в состоянии контролировать четыре важнейших региона мира - Средиземное море, Индийский океан, Персидский залив и западную часть Тихого океана.Тем ни менее, американская военная доктрина, одобренная на заре клинтоновской эпохи, постулирует, что Америка должна быть готова к двум примерно одновременным крупным конфликтам (наиболее вероятные - в Персидском заливе и на Корейском полуострове). Уже в момент принятия эта концепция была подвергнута жесткой критике, ибо она не была обеспечена ни возможностями транспортных средств, ни количеством боевых подразделений. И, что самое главное, полноценное участие США в региональном конфликте во многом зависит от возможности спокойно развернуть свои силы. В случае же внезапного нападения противника на союзников США, американцы просто физически будут не в состоянии прийти на помощь. Так, Саудовская Аравия сможет противостоять натиску Ирака несколько дней, а Южная Корея атаке Северной - в лучшем случае неделю.Короче говоря, Америке пришлось на собственном примере столкнуться с библейской мудростью "Время разбрасывать камни и время собирать камни". Клинтон на волне крушения СССР и экономического подъема восемь лет расширял границы американских сфер влияния, плодя врагов и оппонентов даже среди потенциальных союзников. Бушу-младшему в условиях экономического спада, усиления Китая и стабилизации России приходиться думать о стратегическом отступлении и радикальном сокращении своих внешнеполитических обязательств.

 

використані джерела

 

 —

використані звіти

 

 —

Hosted by uCoz