Експертний звіт № 5

тема

Характеристика ситуації на Арабському Сході за формами міжнародних відносин

автор

 

Короткевич Євген

група

 

Інститут "Арабський світ"

 

Турция – Ливан, Сирия и ПА = Противодействие

Турция на фоне стремления ослабить влияние исламского фундаментализма, Ирана, Ирака и стран поддерживающих идею «Исламского пробуждения», его расширения на территорию Турции, противодействует влиятельным политическим, религиозным группам (часто официальное руководство) в Ливане, Сирии, и ПА. Эта форма заключается в односторонних действиях одного субъекта, направленные против действий другого субъекта. К примеру: ноты протеста, эмбарго, разрыв отношений. Зависимость связывает так плотно, что невозможно «дышать».

Наблюдается также взаимное противостояние этих государств касательно этой проблемы.

Критерии этого противодействия:

  • по результату действия это материально - физическое;
  • по времени: кратковременное;
  • по согласованности целей: несогласованное;
  • по структурно - инвариантным зависимостям: отсутствие ряда;
  • по вектору направленности: несовпадение (несогласованны);
  • по интенсивности:

а) по решимости: в пределах возможностей;

б) по коэффициенту противодействия: значимое.

Это значения коэффициентов, теперь нужно вывести закономерности для противодействия.

Назовем закон, закономерность или тенденцию, характерную для международного противодействия:

- это целенаправленное действие, одностороннее, имеющее причину или хотя бы повод, выражающиеся в следующем. Если мы рассматриваем противодействие, в нем должны быть информационная неполнота, непонимание, неадекватность информационного восприятия событий, и мы ищем ее. Также ищем наличие причины, повода - для нас это наличие проблемы в несоответствии состояний, требуемых либо желаемых в этом рубеже - это важнейшая вещь для этого уровня. Этому мешает другая сторона, по крайней мере, так кажется нам.

У Турции есть своя целевая программа - следовательно, существуют несогласованные целевые программы. Это противоречие не глубинное, оно на основании частных интересов. Тенденция может быть такова:

- возможно, что это противодействие вызовет еще более глубокое противодействие;

- возможно, оказав противодействие, возможно примирение (при конфликте - с трудом, при конфронтации - невозможно).

Появляются закономерности - данные международные отношения, возможно разрешаться, а возможно конфликт и углубится (как отмечено выше). Это состояние называется полем компромиссов. При любом противодействии, как закономерность имеется наличие поля компромиссов, по сравнению с конфликтом оно достаточно широкое. Суть целевой программы противодействия в изменении положения и также связано  с позицией. Это типично позиционно - положенческое явление. Целью является изменение позиционного положения субъекта, а при конфликте - прежде всего состояния субъекта. Пороговые значения потенциала страны никогда не могут превышаться, все происходит в рамках пороговых значений, т.е. это действия допустимые. Противодействие фактически существующее, следовательно, оно еще и ситуативное, связанное с оценкой ситуации. Вот почему нам так важен был коэффициент стратегического соответствия, если бы мы его ввели сюда - было бы частичное соответствие общей стратегии.

Между Турцией с одной стороны и Иорданией, Сирией, Ливаном и ПА налажены международные контакты (в большой мере декларативного характера)

Международные контакты - в отличие от международного общения предполагают взаимодействие по поводу целей (получить информацию и дать свою - часто дезинформацию). Субъекты хотят изменить наше положение по отношению к другим и тем самым изменить свое состояние - это коренное отличие от международного общения. Таким образом, общение и контакты  на международном уровне носят информационный характер, нов во втором случае - это взаимодействие на основе соответствующих целевых программ (действия или взаимодействия по поводу акции возмездия международному терроризму обусловленное желанием укрепить собственные позиции на международной арене).

Ливан+Сирия+Иордания – Палестина  =  сотрудничество

Международное сотрудничество - продолжительное по времени (имеется долговременная целевая программа). Появляются инвариантные связи - постоянные для этого времени. Государства Ливан, Сирия, Иордания, взаимодействуют на фоне общего сотрудничества с Палестинской стороной Арабо-Израильского конфликта. Их действия, интересы, цели направлены на Арабо-Израильский конфликт. Благосостояние этих субъектов – внутриполитическое, социально-культурное, экономическое, зависит от исхода, разрешения и протекания конфликта. В их сотрудничестве они обоюдно требуют подчинения Израилем резолюции 242 ООН (освобождение территорий отторгнутых Израилем во время войны 1967г. у Сирии, Египта, Иордании), и резолюции 194 ООН (о возвращении беженцев проживающих в лагерях в Иордании, Ливане, Сирии, на родину – в Израиль).

Турция – Израиль

Международное сотрудничество - продолжительное по времени (имеется долговременная целевая программа как заключение военного договора (1996), позволяющего каждой из сторон проводить учения ВВС в воздушном пространстве другой). Появляются инвариантные связи - постоянные для этого времени. К примеру - Турция и Израиль являются стратегическими партнерами в военной области. На этом рубеже появляется общие обязательные условия сотрудничества.

Международная интеграция - отличается от предыдущей формы согласованностью программ, появляются элементы, без которых существовать два субъекта не могут. Турция и Израиль нуждаются в друг друге как в  надежных региональных сотрудниках, которые могут усилить военную мощь государств и обеспечить относительную региональную безопасность, стабильность в виду укрепляющей позиции угрозы исламского фундаментализма в лице общих противников – Ирана, Ирака.  Турция также рассчитывает на сотрудничество с Израилем как на «козырную карту» - позволяющую  Западу оказывать влияние на Арабский мир через это союзничество, а также как своеобразный пропуск на международную арену, «легитимация» своей позиции на глобальном уровне.

Иордания – Израиль = Международное позитивное действие и периодическое взаимодействие

Как Египет, Иордания считается «умеренным» государством по сравнению с Ливаном и Сирией в отношении Израиля.  В 1994 году был подписан мирный договор между Иорданией и Израилем по инициативе Иордании. Международное позитивное действие - это односторонние результативные действия субъектов. Оно находится в сфере реального приложения сил, это уже материально-физические действия, имеющие соответствующие результаты. Но в основе любого материально-физического действия лежит информационное действие  и, соответственно, первое описывается определенным информационным действием. К примеру: нота или заявление в поддержку новой мирной инициативы Израиля, определение режима наибольшего благоприятствования, упрощение визового режима  - это односторонние действия по отношению к субъектам, носящие позитивный характер.

Международное взаимодействие - это два взаимосогласованных действия, одно из которых является причиной, другое - следствием. Оно по характеру позитивное для обоих субъектов. Здесь с двух сторон осуществляются конкретные пространственно-энергетические изменения, которые приводят к соответствующему результату. Таким образом, это результативные, двусторонние, причинно-следственные действия. Большинство МО представляет собой этот уровень. К примеру - подписание мирного соглашения между Израилем и Иорданией.

Ливан + Сирия – Израиль = Международный конфликт

Международные конфликты - взаимодействие негативного, противоборствующего характера. Целевые программы практически различны, хотя есть некоторые согласованные позиции, обусловленные необходимыми для существования в этой среде компромиссами.  Если суть целевой программы противодействия в изменении положения, то при конфликте, целью прежде всего является изменение позиционного состояния субъекта. Цели Сирии и Ливана с одной стороны и Израиля с другой, пребывают в состоянии антагонистического противоречия в отношении Арабо-Израильского конфликта, они являются конфликтующими сторонами этого конфликта. Их отношения обострялись  в рамках конфликта в периоды 1948-49, 1956, 1967, 1973 и 1982.

Ситуация практически в корне изменилась, когда руководство ООН в 1947-48 годах приняло решение о разделении Палестины на два отдельных государства: для евреев и палестинцев. Израиль заставил арабов покинуть, по большей части, «свою» территорию и объявил о независимости. Первыми, кто признал суверенитет Израиля, стали американцы.

В 1956 году Израиль атаковал Египет в целях получить контроль над Суэцким каналом. Под давлением США ООН приняло к рассмотрению резолюцию о прекращении военной операции израильтян, однако правительства Великобритании и Франции наложили вето на решение ООН, после чего британская армия атаковала египтян, поддержав Израиль.

1967 год: Шестидневная война. Израиль начал военную кампанию, предупреждая атаку со стороны своих арабских «соседей». В результате израильтянами были заняты Иерусалим, Синайский полуостров, район сектора Газы и Голанские высоты. Кувейт и Ирак немедленно прекратили поставки нефти США, правительство которого выступило косвенным зачинщиком этой кампании. ООН приняла резолюцию 242, в которой призвала Израиль «очистить занятые территории». Израиль отказался принять резолюцию ООН.
В 1973 году Египет и Сирия предприняли атаку на Израиль с целью вернуть Голанские высоты и Синайский полуостров. Администрация США приняла решение о выделении 2,2 миллиардов долларов в качестве экстренной помощи израильтянам, что сыграло немалую роль в решении исхода начатого сражения.
1982 год: Израильские войска вошли на территорию Ливана с целью изгнать оттуда экстремистскую группировку «Палестинское движение освобождения», подготовить и провести выборы дружественного Израилю правительства и сформировать 30-километровую «зону безопасности» на ливано-израильской границе. Вскоре после этого ливанцы-христиане устроили массовую резню в лагере беженцев Сабра и Шатила, расположенном недалеко от Бейрута. После этого инцидента США и ряд других государств разместили на территории Ливана контингент миротворческих войск.

Ливан – Сирия = сотрудничество-интеграция-завимость

Международное сотрудничество - продолжительное по времени (имеется долговременная целевая программа). Появляются инвариантные связи - постоянные для этого времени. Результат - общая целевая программа. Сотрудничество с углублением в военной области, в отношении Арабо-Израильского конфликта. Многие их цели общие. Стоит отметить, что в отношениях этих государств существуют элементы, без которых существовать субъекты не могут, они являются зависимыми от друг друга.  Например, вопрос политической независимости Ливана довольно спорный. Политика Ливана существенно контролируется Сирией. Углубление интеграции влечет за собой появление международной зависимости. В отличие  от интеграции, функциональные интегративные свойства превращаются в структурные. Форма уже начинает довлеть над содержанием и возникает конфликт между формой и содержанием. Между Сирией и Ливаном есть принципиальные договоренности, но в в контексте отношений зависимости их  цели могут быть не согласованны.

Израиль – Палестина = Международная Конфронтация

Международная конфронтация - компромисс существует, но в самой общей форме. Противодействие. Целевые программы абсолютно различны. Конфликт переходящий периодически в конфронтацию, сосредоточенный вокруг территориального спора, является практически неразрешимым, поскольку каждая сторона заявляет, что ее требования справедливы и обоснованны, а противника – нет.  Переговоры двух субъектов проходят в условиях «zero sum game», исключающий обоюдовыгодный исход (обязательно есть те, кто выигрывает и проигрывает). Отношение конфронтации Израиля и Палестинской Автономии определяется не желанием удовлетворить какую-либо из своих потребностей в соответствии с определенными ценностями, а тем, что может получить или потерять противник от того или иного решения.

Международная интеграция. Иран – США. Тут подразумевается увеличение количества связей, Тигеран стоит на позициях участия США и Европы в развитии различных проектов: економических (нефть Каспийского бассейна) так и социально- политических ( обеспечение мира). Также США готовы поддержать региональные усилия Ирана поскольку они совпадают с задачей США – недопущение усиления влияния России на новые независимые республики кавказкого региона.

Международное противостояние. Иран – США. Существуют разногласия по поводу ядерной программы, определения правового статуса Каспия, покровительства терроризма со стороны Ирана. Также США против вступления Ирана в ВТО. Сша протовостоит сближению центральноазатских государств с Ираном, как со строной которая проводит антиамериканскую политику 

Международное сотрудничество. Королевство Саудовская Аравия и США.Обедененная Европа в лице Европейского союза становится другим центром тяготения внешней политике КСА. ЕС является главным торговым партнером стран совета сотрудничества арабских государств персидского залива (ССАГПЗ).

Международное взаимодействие, сотрудничество. КСА – азиатско-тихоокеанский регион. Розвивая связи с Японией и другими странами АТР, СА стремится не только обеспечить перспективные рынки сбыта нефти но и получить доступ к современным технологиям (НОУ-ХАУ)

 

Hosted by uCoz